выбрать ипотеку

Нужны ли ипотечные брокеры?

Посредников у нас традиционно не любят. И понятно почему – на первый, неискушенный взгляд, они берут деньги неизвестно за что. За то, что мы могли бы сделать и без них. Но если взглянуть на проблему повнимательнее, то станет ясно, что существуют и добросовестные, порядочные, знающие посредники, которые, в конце концов, сэкономят наши деньги, хотя и возьмут за свой труд существенное вознаграждение.

Речь в данном случае об ипотечных брокерах – людях, которые помогают взять ипотечный кредит в банке. Но не просто взять – а хорошо взять, с выгодой для себя. Итак, как помогает хороший, подчеркиваем, хороший, квалифицированный брокер? (Наличие плохих, мы отрицать не будем, их предостаточно в любой сфере, но не им мы сегодня посвящаем наш труд).

Подбирает банк и ипотечную программу. У брокера есть постоянно обновляющаяся информация, он знает о требованиях банка даже то, что банки обычно не говорят. Например, конкретный банк может «не любить» представителя какой-то определенной профессии, скажем – юристов. И отказывать им в кредите, толком не объясняя причин.

Но самое важное - подобранная брокером программа окажется лучшей именно с точки зрения экономии - с более низкими процентами и более щадящими сопутствующими расходами.

Рассмотрим простой пример. Скажем, скидка всего-навсего в четверть процента от ставки кредита под 15% годовых (вместо 15,25%) при кредите в $150 тысяч, и сроком на 20 лет, даст нам общую экономию в $6480. А 10-процентная скидка к тарифам страховой компании сэкономит за год порядка $1000. Сколько всего за двадцать лет набежит? Правильно, 26,5 тыс. долларов.

А сколько же брокер возьмет за свои услуги? 1-2% от суммы кредита. То есть, за кредит в 150 тысяч долларов, брокеру заплатят $3000. А сколько он сэкономит? Как видите, намного больше. Почти что в 9 раз!

Другая важная услуга – помощь при сборе документов. Брокеры расскажут, какие бумаги нужны, а какие – нет. Возможны тонкости – например, потребуются квитанции, свидетельствующие о погашении другого кредита, но их в типовом перечне документов просто нет. А специалисты по ипотеке об этом знают и обязательно предупредят вас.

Наконец, брокеры проверят, годится ли подобранная вами квартира банку в залог или нет. Банку ведь не всегда угодишь – ему может не понравиться жилье, например, в каком-нибудь старом доме, и в залог он его не примет.

Можно назвать еще и такие услуги брокеров как подготовка к сделке, ее сопровождение, а также дальнейшее консультирование клиента, когда он уже стал заемщиком и у него по ходу дела возникли вопросы, проблемы и пожелания.

Вот такой замечательный человек этот ипотечный брокер. Так что с точки зрения журнала Metrinfo.Ru,  профессия эта важная и нужная, при условии, конечно, что брокеры работают, как следует. Однако у потенциальных потребителей может быть совершенно другое мнение. Какое? Это мы и попытались выяснить с помощью социологического опроса.

Для начала мы спросили, знают ли москвичи о том, что существует такая профессия – ипотечный брокер?

  • Да – ответили 51,4% опрошенных горожан;
  • Что-то слышали – так нам сказали 33,7% участников исследования;
  • Нет, не слышали – заявили 14,9% респондентов.

Итак,  мы можем констатировать, что более 85% знают или что-то слышали об этой профессии. Это безусловное большинство.

Затем мы поинтересовались – что предпочтут участники нашего опроса, если им придется обратиться в банк за ипотечным кредитом. Они попробуют взять кредит самостоятельно или воспользуются услугами ипотечного брокера?

Вот как распределились голоса респондентов:

  • Самостоятельно обратятся в банк – 42% (это самая большая группа опрошенных);
  • Прибегнут к помощи ипотечного брокера - 21%;
  • Поступят по другому – 12%;
  • Затруднились с ответом - 25%

Люди пояснили нам, почему они поступили бы именно так.

Представители самой большой группы (42%), которые предпочитают действовать самостоятельно, заявили нам, что доверяют во всем только себе: «полагаюсь только на себя»; «привык сам решать все вопросы, потому что так надежнее». Многие наши собеседники оказались сведущими людьми в области ипотечного кредитования: «компетентен в данной области сам»; «разбираюсь в вопросах кредитования»; «имею соответствующее образование»; «работаю в сфере, близкой к банковской».

Участники этой группы говорили и о недоверии к всевозможным посредникам: «много организаций, которые много обещают, но на самом деле все оказывается не так»; «брокеры обманывают, с ними ненадежно»; «считаю их жуликами». Самый распространенный ответ в этой группе именно так и звучал: «не доверяю».

Люди говорили также и о неготовности платить брокеру за его работу: «незачем тратить лишние средства»; «это приведет к удорожанию кредита»; «не хочется выкладывать дополнительные деньги за услуги»; «зачем платить лишние деньги кому-то».

Кроме того, убеждения наших собеседников основывались на личном опыте: «брали кредит 2 года назад в банке сами, услуги брокера дорого стоят».

Представители другой группы участников опроса – из тех, кто воспользовался бы услугами ипотечного брокера (21%), говорили о профессионализме ипотечных посредников: «обычному человеку сложно разобраться, поскольку банки часто "вешают лапшу на уши"»; «брокеры более компетентны и в юридических, и в финансовых вопросах»; «брокер - специалист, он лучше знает».

Наши собеседники отмечали, что брокеры экономят время: «когда человек пробует оформить все сам, возникает много преград»; «некогда заниматься самому»; «из-за нехватки времени».

И в этой группе люди говорили о личном опыте: «в свое время осуществляли сделку с квартирой через фирму, и все прошло успешно»; «есть отзывы от знакомых, которые пользовались услугами ипотечного брокера и остались довольны».

Участники группы также отмечали условие, при котором стоит обращаться к брокеру – это деньги: «если средства позволяют, то однозначно через брокера. Брокер собирает информацию, и остается только ткнуть пальцем на то, что нужно».

Люди, которые не придерживаются ни позиции «за брокера», ни позиции «против» (12%) в принципе плохо относятся к самой возможности взять кредит: «не умею жить взаймы»; «принципиально не пользуюсь кредитами»; «не живу в долг». Кроме того, они отмечали неразвитость системы ипотечного кредитования в России.

Затруднившиеся ответить (25%) объясняли, что неважно знакомы с работой ипотечного брокера, поэтому прежде чем выбирать какой-то вариант, им требуется разобраться.

Подведем итоги. Более половины участников опроса - 51,4% - твердо знают о том, что на рынке существует профессия «ипотечный брокер». Кроме того, еще 33,7% - что-то слышали о брокерах. Таким образом, безусловное большинство опрошенных нами москвичей наслышаны об ипотечных посредниках.

Однако если придется брать кредит, не будут прибегать к услугам ипотечного посредника и самостоятельно пойдут в банк 42% респондентов. Как выяснилось, эти люди привыкли во всем полагаться только на себя, многие из них компетентны в банковской сфере. Кроме того, они не доверяют посредникам и не готовы платить «лишние» деньги. Часть участников этой группы уже имеет опыт общения с брокерами.

О готовности обратиться к брокерам заявил 21% участников опроса. Они отмечали компетентность этих специалистов, говорили о том, что брокеры экономят время. И в этой группе люди приводили примеры из личного опыта, когда обращение к посреднику помогало удачной сделке. Впрочем, сторонники брокеров подчеркивали, что обратятся к ним все же в том случае, если позволят деньги.

Наконец люди, которые не выбрали ни самостоятельный вариант, ни брокера (12%) оказались принципиальными противниками жизни в кредит и отмечали, что в стране ипотека еще плохо развита.

Как показало проведенное Metrinfo.ru  исследование, профессия ипотечного брокера довольно известна. Однако то, что самая большая группа респондентов (42%) не готова обращаться к посредникам, говорит о том, что потребители все-таки еще мало доверяют этим специалистам. Видимо, должно еще пройти время, чтобы брокеров потребители воспринимали как риэлторов, которые в ходе нашего аналогичного социологического исследования показали очень хорошие результаты: почти 53% опрошенных заявили о доверии к ним и 63% - о том, что проведут сделку через риэлторское агентство.

Данные журнал Metrinfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.

 

24 февраля 2010 г.

Источник: Metrinfo.ru

Обсудить на форуме